Аустерлиц ( Austerlitz ), 2016
Проведём небольшой мысленный эксперимент. Поставим себя на место рядового обывателя, попавшего на сеанс нечаянно и даже не успевшего прочитать аннотацию – в лучшем случае заметившего на афише пометку «документальный фильм». Как он отреагирует на то, что увидит на экране? О чём подумает, что почувствует?.. Поначалу, вероятно, примется вспоминать всё, что когда-то знал из курса школьной истории о наполеоновских войнах – и конкретно о битве под Аустерлицем, завершившейся убедительной победой войск Французской империи над коалиционными силами. Первые сомнения в уместности подобных ассоциаций закрадутся в тот момент, когда в кадре мелькнёт написанная по-немецки фраза «Arbeit macht frei» (‘труд освобождает’). Что-то смутно знакомое… Наконец, всё станет ясно благодаря фрагментам, в которых экскурсоводы подробно рассказывают (на английском и испанском языках) туристам о месте, куда они пришли. К тому же, несколько раз звучит название Заксенхаузен. Но и тогда, полагаю, у этого гипотетического зрителя вопросы к создателям останутся. Почему нельзя было просто поведать о концентрационном лагере? В подробностях показать экспозицию? Перечислить трагические и героические (после освобождения советскими войсками стало известно о деятельности подполья, возглавлявшегося генералом Александром Зотовым) события? Сообщить, допустим, о пребывании украинских националистов Степана Бандеры и Ярослава Стецько, выпущенных гитлеровцами? О судьбе юного Юрека Беккера, будущего признанного писателя? Или об участи Якова Джугашвили, убитого при попытке к бегству, упомянув о существовании вполне обоснованной версии, что на самом деле застрелили самозванца, который выдавал себя за сына Сталина, погибшего в бою, а вовсе не взятого в плен?.. Да мало ли там интересного!
Впрочем, мало-мальски чуткий человек быстро сообразит, что кинематографисты не ставили перед собой историко-просветительских, не говоря уже о развлекательных, задач. Объектом исследования стали не мемориал как таковой, не его значимость или сохранность, а поведение и психологическое состояние многочисленных гостей, праздношатающихся солнечным деньком. Это не преувеличение – именно праздношатающихся. Берт Ханстра ещё в картине «Голландец» /1964/ с изумлением и негодованием зафиксировал, как соотечественники с любопытством изучают сувениры с символикой Третьего рейха, выставленные на продажу прямо на улице. А Михаила Ромма, собиравшего материал для «Обыкновенного фашизма» /1965/, поразили помимо прочего безразличие и совершенно будничное поведение посетителей бывших концлагерей: «Звучит привычно громкий голос гида, потом топот ног, – пошли дальше. Какой-то швед или датчанин снимает жену и сына на фоне витрины с протезами». Сергeй Лозница в известной мере выступает последователем мастера, разворачивая краткий эпизод до масштабов полнометражной ленты – позволяя нам на протяжении полутора часов наблюдать, наблюдать и наблюдать. Наблюдать и размышлять. Различие в художественных методах, разумеется, очевидны. Михаил Ильич лично выступил рассказчиком-повествователем (разоблачителем и полемистом) и сделал упор на кинохронику. Автор «Аустерлица» демонстративно самоустраняется: нечто подобное ежедневно видит сотрудник службы охраны, в штатном режиме просматривающий чёрно-белые записи с неподвижных камер видеонаблюдения. Вместе с тем родство с упомянутым шедевром документалистики тематикой не исчерпывается.
В роммовском кинопроизведении выкристаллизовался ценный эстетический феномен, позже вошедший составной частью в сформулированную киноведом Виктором Дёминым концепцию фильма без интриги, – бунт подробностей. Второстепенные, казалось бы, детали способны обогатить или даже разрушить интонацию и изменить общий смысл. У Лозницы же воцаряется безраздельный диктат этих самых подробностей: главное принципиально оставлено за кромками кадра – и приходится волей-неволей вглядываться в детали, которые бы иначе, наверное, и не заметил. Хуже всего не то, что экскурсанты (между прочим, в подавляющем большинстве – представители европеоидной расы) одеты в лёгкие футболки и джинсы и вообще ведут себя так, словно вышли прогуляться в парк: лениво прохаживаются, фотографируются, даже обмениваются ироническими замечаниями. Одна дeвyшка, например, прикладывает к голове пластиковую бутылку с водой, пока другие вполуха слушают о Георге Эльзере. И… никаких впечатлений – того следа в сознании, который, по идее, обязаны оставить экспонаты. Не нужно говорить, что каждому в душу не залезешь: язык тела сообщает больше, чем подчас желает индивид. Уже начинаешь пристрастно выискивать кого-нибудь, кто бы не то что вступил в дискуссию с гидом – задумался, проникся уважением, печалью или гневом. Отдалённое подобие хоть какой-то реакции просматривается разве что у пожилой женщины, стоящей на фоне скорбной скульптуры…
Фильм воспринимается, безусловно, прекрасным слепком настроений современного мира, прежде всего – Запада, зиждущегося на культуре Старого Света. Проблема не в предании забвению мрачных уроков Истории, что, как нетрудно догадаться, создаёт предпосылки для их повторения. Прошлое, в том числе прошлое недавнее, актуальное (оказывающее влияние на настоящее), оставляет глубоко индифферентными людей, привыкших существовать текущим моментом – мыслящих в категориях сегодняшнего дня, выкинувших из головы понятия вчера и завтра. И тем не менее при должном внимании от аудитории не ускользнёт, что режиссёр всё же не отдался во власть пессимизма всецело. Уже заголовок служит отсылкой к творчеству Винфрида Георга Макса Зeбaльда, являвшего собой пример неравнодушного европейца-интеллектуала. В романе «Аустерлиц» /2001/, названном по фамилии главного героя, сюжетная линия, связанная с концентрационным лагерем Терезиенштадт, занимает важное место. Кроме того, надежда (да, надежда слабая, но – надежда) ощущается в заключительных кадрах с группой преимущественно молодых туристов, оказавшихся в Заксенхаузене далеко не случайно, поскольку путешествуют по миру под пацифистским лозунгом «Travel for peace».
Проще всего воспринять документальный полнометражный фильм «Аустерлиц» признанного документалиста Сергея Лозницы в качестве коллективного портрета посетителей своего рода «парка нацистского периода» (если обыграть надпись Jurassic Park на майке одного из любопытствующих, который вглядывается как раз в сторону скрытой камеры, естественно, не замечая её). Разношёрстная публика, одетая по-летнему и вроде как праздно шатающаяся по территории бывшего концлагеря (в основном съёмки велись в Заксенхаузене), действительно может напомнить отдыхающих в каком-нибудь парке развлечений типа Диснейленда, о чём немедленно написали некоторые рецензенты, а кто-то даже заклеймил автора картины, заподозрив нехороший политический смысл в этом послании украинца, давно проживающего в Германии.
Однако метод как бы постороннего наблюдения и сознательного невмешательства в происходящее, как и демонстративное нежелание создателя подобных лент навязывать зрителям свою собственную интерпретацию событий, присущи Лознице пpaктически на всём протяжении его творческой карьеры в кино. Когда он намеренно называл «Портретом» фильм, в котором больше сельских пейзажей в кадре, нежели человеческих лиц, а «Пейзажем», напротив, ту картину, где камера безостановочно и плавно снимала людей, столпившихся на остановке автобуса, в этом как раз проявлялась принципиальная позиция режиссёра, опровергающего наши заранее сформированные предположения насчёт того, что мы увидим на экране.
«Аустерлиц» можно считать в каком-то плане заключительной частью условной трилогии Сергея Лозницы, начатой «Майданом» и продолженной в «Событии». Казалось бы, какая вообще связь существует между этими лентами? Разве что именно то, что в объективе камеры оказывается толпа, ведущая себя стихийно или вполне цивильно и даже чересчур буднично в неподобающем месте, показанная на общем плане или всё-таки приближенно к зрителям. Ну, и общим следует признать наличие исторического момента, относящегося к давно прошедшему времени или творящегося у нас на глазах. Хотя для автора, пожалуй, куда важнее зафиксировать, разумеется, невидимый, но непостижимо ощущаемый ход Истории, попытаться ухватить то, как постоянно действует и вновь воспроизводится механизм Памяти, а люди всё равно хотят так или иначе почувствовать себя хоть на мгновение быть причастными к этому, попасть в поле зрения камеры документалиста или сделать «селфи», снять родственников и друзей на мобильные телефоны в качестве прямого подтверждения того, что они тоже там были.
Вроде бы никто не догадался сравнить «Аустерлиц» с прославленным фильмом «Ночь и туман» Алена Рене, где не только мощно и трагически прозвучал мотив беспощадного и бесчеловечного уничтожения людей в нацистских концлагерях, но и деятельность этих «конвейеров cмepти» была показана как изнуряющая, утомительная, нудная, словно роботизированная работа бездушных исполнителей. И в определённом смысле может напомнить добровольное и из благих побуждений массовое посещение туристами мест пыток, издевательств и физического истрeбления сотен тысяч примерно таких же обычных граждан, только более семи десятилетий назад, своего рода выматывающий труд. На лицах тех, кто выходит из концлагеря, где красуется издевательская надпись на немецком: Arbeit macht frei («Труд освобождает»), и около которой многие желают сфотографироваться на память, вряд ли можно заметить скорбные эмоции, страх от всего увиденного. Скорее, посетители испытывают особого рода удовлетворение, что избавились от трудной работы, прошли необходимый крестный путь, приобщились к тяжёлой памяти минувшего. И теперь - свободны!
Но ещё хочется упомянуть другую ассоциацию, возникающую во время просмотра картины Лозницы. Из-за того, что скрытая камера чаще всего статично и долго запечатлевает мимо идущие людские потоки, создаётся ощущение, будто за ними внимательно следят призpaки прошлого, неупокоенные души всех убиенных. Если вспомнить недавнюю ленту «Сын Саула» Ласло Немеша, снятую, напротив, лихорадочно и как бы с полным зрительским погружением в то, что происходит в концлагере, вполне можно было бы назвать «Аустерлиц» следующим образом: «Правнуки Саула». Конечно, среди туристов в мемориале кого только нет: и испанцы, и американцы, и вездесущие японцы. Вовсе не в еврействе же дело! Да и у Немеша отнюдь не значим факт наличия родства Саула (по-венгерски правильно - Шаула) с тем мальчиком, которого он стремится спасти от cмepти. Речь следует вести о том, насколько потомки (даже те, чьи предки не были истрeблены или же вообще участвовали в уничтожении) способны не дежурно и не отpaбатывая некую повинность хранить историческую память?
Комментарии:
Статья, размышление – рецензия на тему – христианство. В данном случае – православие.' />
...
08 02 2025 20:24:40
Вы ждали целых 4 года (эпическая музыка) Вам сказали, что это тот самый мультфильм который превзошел оригинал (музыка заиграла еще эпичнее прежнего) Вам говорили что этот мультфильм смело можно сравнивать с таким фильмами как Властелин колец: Две крепости и Звездными войнами 5 хотя последний тот еще бред (громкость эпичной музыки достигла небес) .' />
...
07 02 2025 23:48:18
Девятая глава высокоскоростной экшн-франшизы о неуловимом Доминике Торетто – легенде рискованных уличных гонок и участнике еще более опасных преступных игр....
06 02 2025 1:27:54
Данный фильм не новый (2003 года), однако я его посмотрел года два назад. Так долго откладывал просмотр этого фильма по одной простой причине: все толковые знакомые меня уверяли, что фильм редкостное барахло и что смотреть его не стоит.' />
...
05 02 2025 11:51:22
В 2008 году Люк Бессон презентовал свою новую продюсерскую работу, боевик под именем Заложница.' />
...
04 02 2025 9:45:16
Остросюжетный боевик «Падение Лондона», который расскажет зрителю фантастическую историю о спасении всей планеты. Терроризм шагает по планете....
03 02 2025 4:56:28
... У меня очень давно не было cмepтных друзей. Проблема у них такая — любят умирать.' />
...
02 02 2025 10:54:37
Баскетбол - это жизнь. Но не вся. Очень тяжело подобрать нужные слова, что бы описать все то, что я испытал после просмотра фильма.' />
...
01 02 2025 18:21:35
Не будучи фанатом вселенной Марвел я относился к Мстителям 2 скептически и нечего особого не ожидал, да и идти на них в кино в общем то и не собирался, но увы друзья все таки решили меня пригласить, а от бесплатного сыра никто не отказывается, по крайней мере попкорна то я поел с удовольствием.' />
...
31 01 2025 8:19:56
Жизнь героя фильма «Телепорт» Дэвида Райса была самой обычной. Он жил с родителями, ходил на учебу, и всегда чувствовал себя несчастным....
30 01 2025 23:47:52
Кажется, Том Круз с самого своего появления мире в кино стал популярен и завоевал авторитет в Голливуде.' />
...
29 01 2025 9:36:51
Старый, добрый, тёплый боевик с элементами триллера и любовного этюда в мелодраматичных тонах – что может быть лучше, чтобы скрасить субботний вечер, тем более поколению 80х, выросших на таких вот просмотрах.' />
...
28 01 2025 22:38:15
Послевкусие… Вязкое, ощутимое и неоднозначное послевкусие. Именно так я вижу Маньяка.' />
...
27 01 2025 0:52:43
Отвязанная комедия о парне без тормозов, который решает претворить в жизнь свой амбициозный проект: собрав комaнду таких же сумасбродов, он конструирует и открывает совершенно особенный парк развлечений. К какой катастрофе это приведет?...
26 01 2025 5:31:25
Генерал Хо Джи (Энди Лау) - воинственная и пропитанная патриотизмом личность. Он стремиться объединить весь Китай под своим началом, и, одновременно с этим, не допустить европейской интервенции.' />
...
25 01 2025 19:51:19
Дорогие друзья, проанализировав мои работы, становится, очевидно, что предпочтение я стараюсь отдавать семейному кино, поскольку считаю союз двух людей самым главным в жизни любого человека.' />
...
24 01 2025 17:39:29
Темная лошадка - термин очень простой. Знаменитая личность известен своим почерком покидает аллею славы, и неважно когда он ушел, потому что никто это не заметил.' />
...
23 01 2025 8:22:40
Правдивая история подростка Ричарда Верше, выходца из простой небогатой семьи в Детройте, который в 1980-е годы становится крупной фигурой местного наркобизнеса. Завоевав доверие чернокожих «авторитетов», 17-летний дилер поставляет огромные партии кокаина. Но его возраст не разжалобит блюстителей порядка, которые ловят Верше с поличным и обрекают на пожизненное заключение....
22 01 2025 5:29:25
Перетекающая тема-рецензия. Начало: Часть 1. «Подача документальности»! Как пример такого выражения рассмотрим фильм «Антон тут рядом».' />
...
21 01 2025 11:26:49
Очевидно, конец света таки близится, судя по тому, с какой страстью писатели и режиссеры взялись за создание баллад бесcмepтным темным созданиям.' />
...
20 01 2025 8:31:43
“Скандалы, интриги, расследования” – вот как можно охаpaктеризовать данное произведение.' />
...
19 01 2025 9:57:55
Полнометражная версия криминального мини-сериала 1983 года о женах грабителей, погибших при неудачном налете. Новоиспеченные вдовы берутся сами закончить начатое, разобраться с полицией и конкурентами, а главное – выяснить, кто же подставил их мужей....
18 01 2025 4:33:52
Грязный, параноидальный цирк мopaльных уpoдов, небывалое шоу абсурда, беспросветный всепоглощающий нуар, депрессивный и болезненный, как отходняк героинового наркомана.' />
...
17 01 2025 20:16:49
«Оружие – пистолет. Агент – провокатор.' />
...
16 01 2025 16:24:41
Супергерой - это всегда сила, свет и луч надежды для мирных жителей. Личность крайне колоритная и отважная до безумия.' />
...
15 01 2025 11:28:56
Первые лица отечественного кино – Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Марина Неелова – в ироничной семейной драме о заброшенных отцах и вечно занятых детях. Современный мужчина, погрязший в будничной суматохе, не может найти время, чтобы пообщаться с одинокой матерью-старушкой, беззаветно его любящей....
14 01 2025 6:50:50
«Что для одного поколения трагедия- для следующего просто шутка.» Мне было совсем не страшно, немного интересно, и очень смешно, хотя нет, грустно, ведь после знаменитой трилогии, четвертая часть была совсем не уместна, и вообще я считаю ее провальной.' />
...
13 01 2025 23:53:53
Семейная анимационная комедия, основанная на книге Манро Лиф. Бык Фердинанд любит смотреть на небо и нюхать цветы, но глупые люди по ошибке принимают его за свирепое и необузданное животное. Его забирают в Мадрид для участия в бычьих боях....
12 01 2025 7:53:42
Триллеры про Антарктиду и Арктику товар довольно специфический и почти штучный. Такие фильмы лучше всего смотреть дома под теплым одеялом и с кружкой чая в руках....
11 01 2025 18:20:27
(ВНИМАНИЕ! Возможно в тексте СПОЙЛЕРЫ!) О, Голливуд! О, нравы! Да-да, я про тот самый Голливуд, привлекающий своим блеском и возможностями множество талантов и не очень, аки мух на небезызвестное лакомство.' />
...
10 01 2025 16:28:19
Преуспевающий молодой мужчина Михаил перемещается в прошлое, в годы Великой Отечественной войны. Он оказывается на трагически известном «Невском пяточке» – маленьком плацдарме, где пали десятки тысяч солдат, которые надеялись прорвать блокаду Ленинграда. Теперь Михаилу предстоит пополнить ряды неизвестных героев, разделить их страхи, надежды и мужество. Но как после этого вернуться в современный мир и как смотреть на него прежними глазами?...
09 01 2025 21:32:13
Первые кадры фильма начинают вполне стандартный разворот сюжетной линии очередной летней комедии.' />
...
08 01 2025 3:48:24
В очередной части из серии кинофильмов о Джеймсе Бонде «007: Координаты «Скайфолл»» всем полюбившемуся герою придётся выручать британскую разведку....
07 01 2025 21:47:57
В сердце моря ... мои ожидания В сердце моря ... мое время и деньги В сердце моря .' />
...
06 01 2025 16:31:34
На теледебаты, посвященные проблеме нелегальных иммигрантов во Франции, приглашены авторы двух книг, в которых освящены диаметрально противоположные мнения на этот счет. Главный герой фильма, профессор университета Жан-Этьен, проповедует идею добрососедства и в пылу спора со своим оппонентом он бросает весьма неосторожную фразу о том, что готов приютить всех нуждающихся иммигрантов в своем доме. Не проходит и дня как у ворот его шикарного особняка появляется огромная семья цыгана. Не приютить их Жан-Этьен просто не может и очень скоро сильно пожалеет о сказанном на телевидение. ...
05 01 2025 4:29:12
Итак, после просмотра уже третье по счёту Судной ночи можно сделать два вывода: первый- у этой серии по-прежнему огромный потенциал, второй- пока проектом рулит Джеймс ДеМонако реализовать этот самый потенциал, увы, невозможно.' />
...
04 01 2025 1:28:37
История о Гарри Поттере не уходит из нашего сердца ни на секунду. Это поистине великая и трогательная история, которую любят почти все.' />
...
03 01 2025 12:31:52
(!) Не читайте, если не хотите знать подробности фильма. Марине в последнее время как-то не очень везёт: потеряла паспорт за два дня до свадьбы, да ещё и приехавшая свекровь совсем не улучшает отношения с будущим мужем.' />
...
02 01 2025 11:44:22
Я, как поклонник жанра триллер, всегда любил напряженные фильмы, с тяжелой атмосферой, накалом страстей и завораживающей музыкой.' />
...
01 01 2025 14:55:56
События фильма разворачиваются в 2029 году. Мутанты находятся на грани вымирания. Измотанный Логан ухаживает за больным Профессором Икс в убежище на мексиканской границе. Логан стареет и понимает, что его способности к регенерации слабеют с каждым днем. Он пытается спрятаться от мира, но все его планы рушатся с появлением юной дeвoчки-мутанта по имени Лаура, которую преследуют темные силы. Рискуя всем, Логан решает ввязаться в еще одну битву. ...
31 12 2024 13:28:57
Вторая часть новой фэнтезийной франшизы о жизни волшебников по сценарию Дж. К. Роулинг. Продолжение удивительных приключений Ньюта Скамaндера, выпускника Хогвартса и талантливого магического зоолога. Благодаря ему и комaнде его друзей был разоблачен и заключен под стражу могущественный волшебник Гриндевальд. Но ненадолго. Сбежав, злодей становится еще опаснее и обзаводится кругом почитателей. Единственный, кто может ему противостоять, – его бывший соратник Альбус Дамблдор....
30 12 2024 5:22:50
Здесь представлен список «Лучшее фэнтези последних 10 лет», которые выделились на большом экране наиболее ярко. Какой фильм посмотреть?...
29 12 2024 17:36:48
- Ну че, курнём? - С тобой хоть на край света! Я думаю, что не для кого не секрет, что эта комедия была не только главным ожидаемым фильмом этого лета, а всего 2012 года.' />
...
28 12 2024 20:26:51
Бенедикт Камбербэтч, Кристиан Бэйл и Кейт Бланшетт в приключенческом фильме Энди Серкиса по мотивам Р. Киплинга. Стая волков берет на воспитание человеческого мальчика, потерявшего родителей. Джунгли становятся для него родным домом, а окружающие звери — учителями, друзьями или врагами....
27 12 2024 12:45:28
Сольный фильм об этом злодее обещали запилить ещё в прошлой декаде двадцать первого века.' />
...
26 12 2024 16:51:58
25 августа 2017 года, не смотря на преждевременную критику, на свет вышел один из, возможно, самых ожидаемых для поклонников японских комиксов и анимации фильм «Тетрадь cмepти» - американская версия одноимённой манги Цугуми Обы и Такэси Обаты, снятая не самым популярным режиссёром Адамом Вингардом.' />
...
25 12 2024 22:24:37
Герои страшного фильма «Мертвая тишина» - влюбленные Лиза и Джемми решают уехать из большого мегаполиса. Они переезжают в небольшой городок....
24 12 2024 13:40:16
Дебют Пола Макгигана в игровом кино привлёк моё внимание после просмотра шедевра Дэнни Бойла «На игле», так же основанного на рассказах нашумевшего британского писателя Ириша Уэллса.' />
...
23 12 2024 10:56:28
8 Марта во всех уголках нашей огромной страны, все мамы очень ждут, что их поздравят дети – лично.' />
...
22 12 2024 12:42:32
Пила-одна из долгоиграющих франшиз, планомерно выходившая каждую осень, а именно к празднованию Хеллоуина.' />
...
21 12 2024 3:56:46
Еще:
Кино фильмы -1 :: Кино фильмы -2 :: Кино фильмы -3 :: Кино фильмы -4 :: Кино фильмы -5 :: Кино фильмы -6 :: Кино фильмы -7 :: Кино фильмы -8 :: Кино фильмы -9 :: Кино фильмы -10 :: Кино фильмы -11 ::